Источник: ttolk.ru
1. Несмотря на то, что треть албанцев - христиане (половина из которых католики, другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на них. В этом канун нет ничего удивительного - подобные законы для самосохранения нации есть практически во всех горных, замкнутых социумов - от адатов в Чечне в билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять жизнь всего общества, а не только архаическихслоев.
2. Одна из главных составляющих канун - кровная месть. Вот описание повседневной жизни в Албании по преддверие в 1990-е, которое давала газета Die Welt.
3. «Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один человек из семьи, наказание распространяется и на его родных.
4. За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую кровь - опять же только кровью. После изменений последнего времени этот закон снова вступил в силу, причем чем меньше государственный контроль и управление на данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.
5. Планы кровной мести вынашивают годами. В селе Блеран, который находится недалеко от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он толкнул на улице представителя семьи Гека, а такая обида, по албанскому кодекса чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы еще тогда, но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции. Гергиев отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.
6. Младший брат Гергиев - Пепин, который был вместе с ним, закричал и бросил камень в убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже пришла очередь семьи Гека. Один из пяти братьев Гергиев же пристрелил одного из Гека, но попутно был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом, семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: до Гека добавилась еще семья убитого полицейского.
7. Единственный способ остаться в живых для человека, приговоренного к смерти, - безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодекса Канун, кровного врага нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остается единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперт таким образом в своих домах.
8. Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в случае намерения установить мир направиться добровольно до враждебного клана и предложить свою кровь в обмен на мир и покой своей семьи. Если вторая сторона согласна, то они или убивают отважного поборника мира, или дают свое слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов клана, запросила мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто измеряется в количестве переданного личного имущества и скота.
9. Возможно также обращение к признанного авторитета. Таков, например, Ндрек Пьетро, который провел много лет в исправительных лагерях. После изменений он возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетро не призывает отказаться от вендетты вообще, считая, что она привлекает албанцев к настоящим законах их предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.
10. Ранее, рассказывает Пьетро, виновна семья пряталась в горах и ждала решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается возобновить Пьетро ».
11. Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по канун осталась. В частности, согласно 88 пункта, Канун признает наследником сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при этом может стать только «бурнеша», то есть «женщина-мужчина» »: принять клятву оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться до конца ее жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже восхищаются за силу воли Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и обладают равными с мужчинами правами - вот только не могут иметь детей.
12. А с учетом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев через кровной места лишены сыновей-наследников, «бурнеша» - очень распространенное явление. Точного их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчет идет на тысячи - минимум 3-5 тыс.