Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена

23 февраля 2020-го года артисту Олегу Янковскому могло бы исполниться 76 лет. Отдавший более сорока лет кино Олег Янковский еще при жизни был признан легендой отечественного кинематографа. Восемьдесят две ленты. Почти каждая – классика.
Любимое выражение Олега Янковского: “Если видишь, что на спектакле сидят молодые девушки, значит, дела у тебя идут хорошо”.
И в этой публикации 10 случайностей из жизни великого артиста:
Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

1. Олега Янковского называли аристократом советского кино. И не случайно. Он действительно был “белая кость”, аристократ по рождению, отца которого дважды репрессировали. Поводом послужило то, что в Первую мировую Ян Янковский (потом поменял имя на Иван) служил вместе с Тухачевским. Род Янковских имеет белорусские и польские корни.

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

2. Он был поздним ребенком, младшим из троих братьев, и родился в городе Джезказган в Казахстане, куда на строительство сослали отца с семьей. Как рассказывал старший брат Ростислав, мама Марина Ивановна очень ждала девочку. Олег в детстве был невероятно хорошеньким, и мама часто повязывала ему на белокурые локоны красный бант.

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

3. Он мог бы навсегда остаться звездой саратовского театра, где работал по окончании училища, если бы не случай. Театр был на гастролях во Львове в то же время, что и режиссер Владимир Басов, который отчаянно искал артиста на роль Генриха Шварцкопфа в фильме “Щит и меч”. Однажды, сидя в ресторане со съемочной группой, Басов увидел свой идеал артиста. “Наверняка какой-нибудь физик или филолог”, – сказал он ассистенту, показывая на Янковского, но все же настоял, чтобы помощник выяснил род деятельности молодого человека. Басову доложили, что он – артист саратовского театра, Янковского тут же пригласили на пробы.

4. Игорь Масленников искал для главной роли в фильме “Гонщики” актера с сильным характером в партнеры Евгению Леонову. Олег прошел пробы, его утвердили, и тут выясняется, что он не умеет водить машину. Даже за рулем никогда не сидел. “Другой бы от роли отказался, – вспоминает режиссер, – ведь надо попасть в движения профессионального гонщика, но Янковский сел за руль и начал себя вести так, как повел бы шофер. Вспомнил свои наблюдения за водителями. И машина пошла”. Конечно, артист взял потом несколько занятий у тренера, но это было уже второстепенно. Он любил повторять, что “научиться чему-либо можно даже у своего кота. У меня кот, и я за ним наблюдаю”. А Евгений Леонов после съемок посоветовал Марку Захарову съездить в Саратов и сходить на спектакль “Идиот”, в котором Янковский играл Мышкина. Так актеру поступило предложение стать артистом “Ленкома”.

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

5. Он чуть было не лишился роли в картине “Тот самый Мюнхгаузен”. Сначала воспротивился худсовет, утверждавший, что у Янковского, мол, возраст не тот, артисту исполнилось 35 лет. Потом стало еще сложнее – негативно отозвался автор – писатель Григорий Горин. Он вспоминал, что “великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом”. Не нравилось и то, что он менял текст. Например, фраза “Умное лицо – это еще не признак ума, господа” – изобретение Янковского. В оригинале было “серьезное лицо”.

6. Актер очень опасался, что публика не примет его в образе Петра I в спектакле “Шут Балакирев”, ведь планировалось использовать лишь минимальный условный грим. К тому же Янковский никогда не обладал богатырским телосложением. Но, по воспоминаниям партнерши по спектаклю Александры Захаровой, Олег в образе Петра казался “громадным и масштабным без всяких трюков и грима”.

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

7. Во время съемок режиссерской работы Янковского – фильма “Приходи на меня посмотреть” у него с сорежиссером Михаилом Аграновичем случился конфликт. Янковский, сыгравший и главную мужскую роль, не соглашался дать пощечину партнерше – Ирине Купченко. Агранович доказывал ему, что этот момент нужен для движения сюжета, что именно тогда героиня понимает: “Бьет – значит любит”. Но Янковский просто не мог ударить женщину. В итоге пощечину снимали издалека, на общем плане, а Купченко и вовсе не было видно из-за двери. Зритель только слышал хлопок.

8. В спектакле “Ленкома” “Синие кони на красной траве” артист играл Ленина. Бабушка Янковского в детстве дружила с Ильичом. Прадедушка как-то ездил заграницу и привез ей куклу с закрывающимися глазами. Бабушка очень тихо потом рассказывала Олегу такое “предание”: маленький Володя Ульянов пытался эту куклу распотрошить, чтобы понять, как действует механизм и почему кукла моргает.

9. Янковский хотел снять фильм по сюжету “Героя нашего времени”, где Печорин жил бы в наши дни и ему было бы 60 лет. В “Полетах во сне и наяву” он сыграл кризис среднего возраста и хотел рассказать про то, что переживает человек, переходя в возраст старший. Сценарием должен был заняться Михаил Агранович.

10. Для съемок в фильме Павла Лунгина “Царь”, где Янковский сыграл митрополита Филиппа (последняя роль в кино) был изготовлен нательный крест – точная копия того, что носил митрополит. В конце съемок Олег Иванович попросил крест освятить и оставил его себе.

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

Памяти Олега Янковского..Того самого Мюнхгаузена - Информация

источник

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *