Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде

Многие не понимают, зачем покупать билеты на поезд в и 20 часов проводить в дороге, когда можно за те же деньги и примерно за 2,5-3 часа долететь до немецкой столицы на самолете. Попробую объяснить.

42 фото

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

Фотографии и текст Дмитрия Чистопрудова

1. 17 декабря, запустили скорый поезд Стриж по маршруту . С переводом названия поступили просто — в России он «Стриж», за рубежом — Strizh. Выглядит состав так же, как и тот, который сейчас ходит в Нижний Новгород. Но это только на первый взгляд.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

2. Увы, нельзя порадоваться за российского производителя и сказать, что Стриж — это детище Тверского вагоностроительного завода или Уральских локомотивов. Поезд является адаптированным к российским климатическим условиям проектом испанского Тальго 250, который с успехом используется на железных дорогах Европы, и даже в Казахстане. Чем больше я изучал состав, тем больше понимал, насколько он не похож на наши классические поезда дальнего следования.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

3. Первое, что бросается в глаза — вагоны существенно короче и ниже. Длина одного вагона всего 13 метров: в два раза меньше нашего родного российского.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

4. Все оборудование для работы состава спрятано не под полом, как это обычно бывает, а в двух технических вагонах. Они находятся в начале и в конце поезда. Короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов, позволяют понизить центр тяжести. Нет здесь и привычных колесных тележек. На весь состав из 20 вагонов приходится 21 колесная тележка, с независимым вращением колес на собственных полуосях. То есть у каждого вагона всего по 1 (одной, Карл!) колесной паре.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

5. Колесные тележки располагаются под узлами сочленения вагонов. Получается, что с одной стороны вагон опирается на свою колесную пару, а с другой — на колесную пару следующего вагона. За счет всего этого вагоны могут проходить сложные участки и кривые быстрее, а воздействие на путь оказывается сильно меньше, чем у обычных тележек.

Хитрая система тяг доворачивает тележку в поворотах. Это позволяет свести к минимуму боковые нагрузки на колеса и уменьшить износ гребня об рельсы.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

6. Чтобы избежать наледи в условиях российского климата, колеса обдуваются теплым воздухом (примерно 38 градусов).

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

7. Во время реконструкции депо -Киевская специально для обслуживания Стрижей было оборудовано три отдельных пути. На фотографии — устройство для обточки, которое позволяет ремонтировать колеса без разборки тележек.

Это первый в России поезд, оборудованный системой автоматического изменения ширины колесных пар. Специально для этого поезда в Бресте создано переводное устройство. Таким образом, с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров Стриж перейдет всего за 20 минут. Раньше эта процедура занимала порядка двух часов.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

8. Кстати, существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи в России сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

На самом деле, скорее всего ни о чем таком изначально серьезно не думали, а просто выбрали одну из существовавших в те годы моделей, которая тогда была популярна в США. Военное значение разницы колеи на сегодняшний день не очень велико — уже в середине XX века железнодорожные войска могли спокойно перешивать от 10 до 30 километров дороги в день. Ширина колеи не имела особого значения и потому, что отступавшие войска еще со времен Первой мировой нередко разрушали за собой пути. Для снабжения наступающих войск на территории противника часто строили специальные временные узкоколейки.

На фотографии видно, что вагоны Стрижа ниже нашего двухсистемного электровоза ЭП20 чуть ли ни на треть. Высота платформы для Стрижа в два раза меньше стандартных. Первый и последний вагоны поезда технические — в них нет пассажиров, только оборудование.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

9. В технических вагонах находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность и пожаротушение, связь этого поезда и так далее. Здесь установлены дизель-генератор, воздушный компрессор, системы очистки и подогрева воздуха. В составе штатно работают два генератора, но в случае поломки даже один сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватает до 15 часов работы зимой и до 30 летом. Все зависит от температуры наружного воздуха. Выглядит очень аккуратно и даже в чем-то футуристично.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

10. Не менее космическими выглядят и пассажирские вагоны.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

11. Весь поезд имеет сквозной проход, при этом еврогабарит накладывает свои ограничения — все коридоры у́же, чем у «нас», и двум полным людям разойтись будет сложно. На фотографии в конце коридора складной стул и столик. Да, это место проводника. У него больше нет своего купе, где всегда можно было купить шоколадку «Аленка» и заказать чаек.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

12. Стандартное купе. В нишах стен спрятаны лежачие полки. Справа на дальнем плане — лесенка, чтобы забираться наверх. На полке сверху — раскладные столики для каждого кресла. Билеты в таком купе стоят от 10 000 рублей.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

13. Вид с другой стороны.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

14. Если в разложенном состоянии полок такое купе и напоминает наши российские поезда, то на этом сходство заканчивается.

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

15. Вместо привычного столика — раковина с краном!

Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация
Стриж «Москва-Берлин». Все, что нужно знать о новом поезде - Информация

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *